Все системы двигателей полностью раздельные – то есть любой сбой в той или иной системе одного двигателя не повлечет перебои во втором двигателе

Все жизненно важные системы самолета дублированы, некоторые – дважды или трижды.

Например, в самолете Boeing-767 предусмотрены 5 (!) тормозных систем: основная и еще 4 на случай, если основная система не сработает по той или иной причине. Хотя за последние 10 лет, случаев отказа даже первой тормозной системы этого самолета не зарегистрировано.

Самолеты продуманы до мелочей. Например, даже в туалетах предусмотрены 2 (!) кислородные маски на случай разгерметизации. Вы спросите: «зачем две?». На тот случай, если в кабинке окажутся двое.

Хотите еще пример? Педали в кабине пилота, с помощью которых выполняются повороты на земле и некоторые маневры в воздухе, выполнены «в крупную сетку». Это сделано для того, чтобы в случае падения на пол баночки кока-колы, пилоты могли бы ее заметить, даже в том случае, если она закатится под педаль!

И это лишь несколько примеров перестраховки, которая в авиации является нормой.

Современный самолет – совершенен. Все его части выпускаются годами и по своей надежности – почти абсолютны.

За год в коммерческой авиации на 48 миллионов (!) рейсов в мире не набирается и 100 случаев отказа двигателей или других существенных неполадок, влияющих на безопасность полета. И это на весь мир! Да и в этих единичных случаях вина редко лежит на производителях самолета. В основном причина редких авиационных происшествий – в крайне маловероятном симбиозе человеческого фактора и многих других причин. Техника сегодня практически стопроцентно надежна.

Самолет это сложное электронное устройство. Все необходимые расчеты, управление и контроль работы всех узлов производятся с помощью компьютеров. Компьютеры, как и остальные жизненно важные части самолета, – дублируются и даже… проверяют друг друга. Контроль работы механизмов – непрерывен. В случае каких-либо, пусть даже самых малых отклонений, система даст сигнал пилотам и неполадка не останется незамеченной. Так, например, в момент начала разбега перед взлетом компьютер вычисляет соотношение между мощностью двигателя и различными показателями в каждую конкретную секунду. То есть, говоря простым языком, если при мощности двигателя в Х%, например, давление масла должно быть Y, то компьютер отслеживает этот показатель. Если при разгоне давление масла станет ниже или выше расчетной величины – пилоты получат предупреждение и смогут прекратить разбег.

Многие люди, испытывающие страх перед полетом, внимательно вслушиваются в звук работающего двигателя или осматривают самолет перед посадкой на борт и даже изнутри, пытаясь обнаружить неполадки. Этого делать ни в коем случае не нужно: повторюсь, техника – совершенна. Не имея специализированных знаний, вы можете лишь создавать себе лишний стресс, пытаясь услышать или увидеть «неполадку» на борту. Одна из моих клиенток так описывает случай, приведший к развитию аэрофобии: «Мы летели с мужем и сыном из отпуска и чуть не разбились. Самолет вдруг резко пошел вниз, после чего один из членов экипажа вышел в салон, открыл верхнее багажное отделение и достал оттуда журнал. На этом журнале мы успели прочитать: «Журнал учета неисправностей». Это значит, что самолет был неисправен и поэтому он резко потерял высоту». Конечно же в этом случае речь идет о простом попадании самолета в нисходящий поток воздуха – абсолютно естественная для самолета вещь. Но она не естественна для пассажиров, летающих максимум 2–3 раза в год! Далее, мозг начинает рисовать сценарии, ничего общего с действительностью отнюдь не имеющие. Нет и не может быть никаких журналов учета неисправностей в пассажирском салоне! Тот журнал, с помощью которого пилоты передают наземным службам информацию о возникающих проблемах во время полета, находится в кабине пилотов. В авиации местоположение каждого предмета жестко регламентировано, и этот журнал НЕ МОЖЕТ находиться в верхнем багажном отсеке пассажирского салона. Вероятно, испуганные внезапной потерей высоты пассажиры увидели в своем воображении то, что предполагали увидеть. В крайнем случае это мог быть журнал учета неисправностей пассажирского салона, например – сломанный столик или протертая обшивка кресел, а «пилот» мог бы оказаться бортпроводником!